Ученые из Сибири нашли биомаркеры нефтяных загрязнений

Томские ученые из Института химии нефти СО РАН определили, какие из веществ, которые накапливает снег в Томской области, являются природными, а какие имеют антропогенное происхождение и могут служить биомаркерами нефтяных загрязнений.

Кандидат химических наук Ирина Русских отметила, что отслеживая эти соединения, можно контролировать состояние природы на территории нефтегазовых предприятий Западной Сибири, прогнозировать экологические риски и пр.

Пробы снега брали около нефтяного месторождения в Парабельском районе, в достаточно чистой лесопарковой зоне томского Академгородка и на удаленном от предприятий Бакчарском болоте.

Во всех пробах ученые нашли алканы: они относятся к одной из наиболее представительных групп углеводородов и могут присутствовать и в природе, и в продуктах нефтедобычи, отличаясь лишь по своему строению. Исходя из их структуры, ученые сделали выводы, что в Академгородке и на болоте эти вещества имеют в основном биогенную природу, а на нефтяном месторождении — антропогенную.

В научной работе, опубликованной в журнале «Химия в интересах устойчивого развития», также говорится, что ученые выявили также соединения, которые могут быть только загрязнителями, например трифенилфосфаты, фталаты, используемые в процессе добычи нефти, и чисто природные соединения — в основном это кислоты, стероиды, терпеноиды, пишет «Наука в Сибири».