Возможно, вопрос нужно ставить уже не только о профессионализме тех, кто занимается реставрацией знаменитых городских усадеб и других знаковых объектов архитектуры. Пора задуматься и том, что нашему наследию нужны настоящие хозяева, а не временщики-арендаторы, считают эксперты.
Можно привести много примеров, когда в исторических зданиях прописывались различные общественные организации, после чего квадратные метры уже начинали служить не обществу, а отдельно взятым гражданам. А схема «заселения» довольно простая: надо только создать организацию или благотворительный фонд с названием, имеющим хоть какое-то отношение к культуре. Например, Фонд содействия игре на двуручной пиле. А после этого остается лишь обработать некоторых чиновников. И не обязательно путем подкупа. Иногда достаточно лишь убедить их в жизненной необходимости подобной организации для города (района, области, республики). Нужное – подчеркнуть. А потом находится красивое, но заброшенное здание. Конечно же – под договор долгосрочного безвозмездного использования. Дальше все проще пареной репки – всего-навсего потихоньку получать прибыль от мероприятий и компаний, которые ведут коммерческую деятельность.
При этом номинальная работа фонда, вроде бы – налицо. Тут есть и волонтеры, и свой сайт, и какие-то мероприятия проводятся, типа Слета юных пильщиков...
Несколько лет назад СМИ писали о судебной тяжбе Министерства культуры с «Благотворительным фондом содействия в охране и реконструкции объектов культурного наследия». Фонд, не плативший за аренду ни копейки, размещался в историческом особняке - доме-усадьбе Григорьева (1-й Кадашевский пер., 10, стр. 1). Получил он особняк в свое распоряжение по договору безвозмездного пользования от федерального государственного бюджетного учреждения культуры Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры. Вроде как фонд существовал с 2010 года, но о проводимых им акциях охраны и реконструкции СМИ упоминали раза два.
Если порыться в Сети, то можно обнаружить, что аккурат по этому же адресу располагается сейчас Благотворительный фонд охраны и должного содержания объектов культурного наследия (заметьте, опять «охрана» и «наследие»). На сайте фонда отмечается, что создан он с целью развития культуры, искусства и образования, воспитания молодого поколения в духе любви к родному краю, гражданской толерантности и т.п. Настораживает только то, что в числе различных мероприятий фонда (например, выставки работ «в эстетике экспрессионизма и андерграунда»), значится и «полное освоение методики психофилософии»…
«На мой взгляд, вариант полноценного владения всегда предпочтительнее аренды. Владелец – это человек, который собирается тут жить и работать, связать свою жизнь со страной. Какой смысл покупать особняк, если вы собираетесь переехать в Великобританию? Человек, который оставит особняк в наследство своим детям и арендатор, который не верит в страну и не знает, что будет здесь через 20 лет – это разные психологические типы людей», - считает историк архитектуры Михаил Коробко. «А надо приучать людей к мысли, что страна будет, страна не развалится. Например, подмосковная усадьба Гребнево. Ее купил частный владелец и в ней начала налаживаться жизнь – идут консервационные работы, усадьбу готовят к реставрации».
Есть и другие примеры бережного и рационального отношения к объектам культурного наследия. И в первую очередь тут стоит отметить Дом Наркомфина. Этот «опытный дом переходного типа» был построен в 1928-1930 годах по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга, Игнатия Милиниса и инженера Сергея Прохорова для работников Народного комиссариата финансов СССР. Долгое время здание находилось в аварийном состоянии, и даже включалось в списки «100 главных зданий мира, которым грозит уничтожение».Несмотря на это, культурная жизнь не замирала – тут проживали художники и музыканты, работали редакции различных журналов, проводились экскурсии.
И лишь в 2017 году началась реставрация по проекту мастерской Алексея Гинзбурга, внука легендарного архитектора Моисея Гинзбурга.Причем, в процессе работы, были сохранены все авторские решения. В августе 2020 года реставрация успешно завершились. А небольшие квартиры-ячейки превратились в жилье.
Подобные примеры можно найти и в российских регионах. Так, еще в 2009 году студенческая экспедиция из Саратовского госуниверситета, обнаружила в области уникальный деревянный дом с росписями начала ХХ века. Изба в Поповке, или – «Дом со львом» тоже находился под угрозой сноса. И его, наверное, снесли бы, если бы в 2011 году его не выкупила у хозяев искусствовед из Санкт-Петербурга Юлия Терехова. А уже на следующий год проект музея народной живописи получил грант Благотворительного фонда Владимира Потанина. В результате здание получило вторую жизнь.Частный музей монументальной народной живописи "Дом со львом" открылся для посетителей в 2013 году. И там были сохранены не только росписи.У музея появился свой сайт, посетители могут воспользоваться услугами аудиогида. А после строительства на средства другого фонда "Нового дома" у сельчан появилась возможность посещать лекции, выставки и другие культурные мероприятия.
Свой опыт в использовании объектов старины есть и у тверичей. Именно там расположена усадьба княжеского рода Куракиных – усадьба Степановское-Волосово. После национализации имения, часть княжеской коллекции была разграблена, а другая – осела в музеях. Усадьба сильно пострадала во время Великой отечественной войны. А после – и вообще превратилась в психиатрическую лечебницу. И лишь в ХХI век дождалась своего звездного часа. За восстановление заброшенной усадьбы взялся московский финансист Сергей Васильев, который выкупил Степановское-Волосово на аукционе.Теперь тут проводятся реставрационные работы, приводится в порядок территория.
Не обошлось и без самых настоящих теремов. Один из них, прозванный в Интернете «Лесным», находится в Костромской области. Этот элитный загородный коттедж выстроил для своей молодой жены крестьянин Мартьян Сазонов. А заодно – посадил липовую аллею, разбил сад, и выкопал пруды. До революции сам хозяин не дожил. А после – его жену выселили, а дом начал приходить в запустение. И так продолжалось до 1942 года, когда постройку облюбовали всевозможные учреждения, начиная с сельсовета, и, заканчивая, почтой. Пока и они не перебрались в ближайшее село. А терем опять начал со временем разрушаться.
Счастливой вехой в его истории можно считать 2005 год, когда предприниматель Андрей Павличенков инициировал работы по спасению уникального здания. Для начала был вырублен сорняковый лес , вывезен мусор и сделаны обмеры. К дому пристроили дорогу и провели электричество. А уже с 2011 по 2017 годы была проведена масштабная реконструкция. В 2016 году «Терем» заработал как первая в России гостиница-музей.
Интересная экскурсионная программа ждет тех же непосед-туристов, если они решат завернуть в соседнюю с Костромской – Вологодскую область. Там их ждет усадьба старинного русского дворянского рода Качаловых. В теперь уже далеких нулевых, ее посетили потомки прежних владельцев. Тогда-то они и решили приобрести и восстановить родовой дом. В 2009 году состоялся аукцион, на котором усадьба и прилегающая к ней территория были приобретены семьей Веры Войцеховской-Качаловой. Тогда же и начались восстановительные работы. Теперь усадьба снова стала жилым домом и родовым гнездом. Там несколько раз в год встречаются потомки известного рода. А в остальное время парадные залы используются для проведения благотворительных концертов и балов. Заработал и музей.
Но это все происходит у нас. А что же творится за рубежами нашей необъятной? Еще в начале прошлого века в Западной Европе были сформулированы подходы к охране и реставрации исторических зданий и их реставрации. Законодательство очень жестко регулирует обращение с историческими памятниками и в целом нацелена на одно: сохранить историческую среду.
При этом, государство зачастую идет навстречу владельцам исторической недвижимости. Инвесторы получают налоговые послабления и даже льготные кредиты.
Полный текст на сайте «Новые известия»