По информации министра, объемы финансирования по проекту увеличены на 28 миллионов рублей, включая средства на градостроительную подготовку, в частности, индексацию оплаты труда специалистов государственного бюджетного учреждения «Фонд пространственных данных Новосибирской области».
А вот по строительству (приобретению на первичном рынке) служебного жилья для отдельных категорий граждан, работающих на территории региона, предусмотрено уменьшение финансирования.
«Это связано с невозможностью достичь результата в этом году – построить соответствующие квартиры в муниципальных образованиях», – объяснил министр и добавил: предусмотрен перенос средств на 2024 год.
Вопрос задержек строительства служебного жилья вызвал большую полемику со стороны депутатов.
«197 миллионов переносим с 2023 года на 2024. Вопрос: а почему не освоили? Тысячи людей стоят в очереди. Очень нужны эти квартиры на селе врачам, учителям. Еще целый квартал впереди, а вы переносите на следующий год», – заметил депутат Дмитрий Козловский. Алексей Колмаков ответил, что уменьшены объемы именно по строительству. «Не секрет, что в большинстве муниципальных образований, особенно удаленных, стройки практически нет, и купить там физически негде», – объяснил министр.
Председатель комитета Олег Подойма попросил предоставить информацию о причинах задержек строительства по районам области. Министр ответил, что перенос строительства домов произошел в Баганском, Татарском, Барабинском, Чистоозёрном районах области. По словам министра, чаще проблемы складываются в удаленных районах. «Там просто строителей-то днем с огнем не найдешь, – посетовал министр. – И приходится из Новосибирска и стройматериалы возить, и бригады направлять». Помощь муниципальным районам со стороны Минстроя ведется в ежедневном режиме, добавил министр. Причины же задержек в строительстве министр описал так: геологические изыскания проведены неправильно, проектная документация выполнена слабо.
Алексей Колмаков подчеркнул, что наш регион лидирует в Сибирском федеральном округе по строительству служебного жилья. «Остальные регионы смотрят на нашу практику, активно изучают ее», – отметил глава Минстроя области и добавил, что два новосибирских застройщика пытаются открыть для себя новые рынки. Однако, в строительстве служебного жилья чаще заняты небольшие фирмы, а в западной части области иногда работают застройщики из Омской области.
Заместитель председателя комитета Илья Поляков поднял вопрос, который обсуждался депутатами и представителями Минстроя давно. «У районов просто не хватает компетенций выполнять функции заказчика, и говорили, что-либо на базе Минстроя, либо на базе МинЖКХ создать единого заказчика. В этом направлении мы как-то двигаемся или мы бросили эту идею?» – поинтересовался депутат.
Министр ответил, что после ряда совещаний с участием Губернатора Новосибирской области, были поставлены задачи: по созданию проектного бюро и по увеличению штата Управления капитального строительства Новосибирской области. «Пока мы на базе УКСа создаем единого заказчика, – рассказал министр. – Нам дали 47 вакансий: 30 человек – проектное бюро и 17 человек – это «полевики», которые будут вести контроль хода строительства объектов». При этом, Алексей Колмаков подчеркнул, что найти компетентные кадры сейчас достаточно сложно: далеко не все строители с опытом идут в госслужбу, где зарплата ниже, чем в коммерческих структурах. По информации министра, сложнее всего с проектировщиками: выпуск Сибстрина был «разобран» застройщиками еще до окончания вуза.
«Создание единого заказчика – это следующая «ступенька», которая будет реализована, – объяснил министр. – Мы к этому идем». «А на законодательном уровне вы уже анализировали, что нужно сделать, чтобы у районов забрать эти функции и передать их единому заказчику?» – спросил Илья Поляков. Министр ответил, что сейчас составляется «дорожная карта» по переходу. «Действительно, в муниципалитетах, за редким исключением даже отделов капитального строительства толком нет», – добавил министр и объяснил, что за районами останется право выбора: курировать стройки самим или передать на областной уровень. «Если мы сейчас не будем работать в этом направлении, то у нас в следующем году будет 40 процентов невыполнения, потому что просто люди с документацией не справятся, – уверен Илья Поляков. – Мое предложение – как-то ускорять эту работу».
Ту же точку зрения высказал и заместитель председателя комитета Евгений Покровский: «Нужно решать это очень быстро, в бесспорном порядке. Во многих районах нет даже компетентных людей, которые определяют всю политику строительства. В принципе, нет!» Региональный парламентарий добавил, что по предложениям Минстроя депутаты готовы рассмотреть вопросы увеличения заработной платы специалистам структур Минстроя, создания новых подразделений, чтобы вести строительство в районах области «системно и на профессиональной основе». «Эта «дорожная карта» нужна срочно, сейчас уже нужно садиться и над ней работать», – убежден Евгений Покровский.
В штат проектного бюро уже набраны семь человек, рассказал министр.
«Мы планируем в этом году осуществить «привязку» первого проекта», – отметил Алексей Колмаков. Это будет проект модульного фельдшерско-акушерского пункта.
Депутат Ашот Рафаелян поинтересовался: «Наверняка, можно использовать типовые проекты школ, поликлиник и детсадов? Я понимаю, что меняются нормативы, но стены не поменяются». Министр ответил, что сейчас в Новосибирской области строятся три типовых школы на 550 мест по одному проекту: в поселке Элитный, селах Толмачёво и Марусино. «Это выгодно и намного быстрее», – добавил Алексей Колмаков.
Депутат Никита Галитаров обратил внимание на следующий момент: «100 миллионов рублей сегодня, и 100 миллионов через год – совершенно разные деньги, все это понимают. Муниципальное образование, неважно какое – Сузун, Ордынка или Куйбышев – сделало вам заявку на создание специализированного жилищного фонда. В итоге они от этого отказываются – средства были заложены. При переходе на следующий год средств нужно значительно больше. Вопрос: глава муниципального образования понесет за это какую-то ответственность?».
Министр пояснил, что перенос – это не отказ от выполнения работ, дома будут построены в первом-втором кварталах 2024 года.
«Деньги четвертого квартала и деньги первого квартала – практически одно и то же», – объяснил министр и добавил, что в этом году региональным Минстроем было направлено 29 предписаний главам муниципальных образований по нарушению сроков строительства и иных показателей. А районы, не выполнившие свои обязательства, лишаются финансирования, подчеркнул Алексей Колмаков.
В итоге обсуждения комитет поддержал проект изменений в госпрограмму, который будет рассмотрен на сессии регионального парламента.