Практически в каждом доме Северной Осетии – вне зависимости от национальности и религиозной принадлежности – в праздничный день над торжественным столом с тремя пирогами возносят молитвы к Всевышнему о мире и благополучии, о здоровье родных и близких и о процветании родной земли. День Хетага – дань уважения традициям наших предков, сохранения преемственности между поколениями. Как на земле Осетии, так и далеко за ее пределами, там, где выходцы из нашей республики помнят и свято чтят обычаи осетинского народа, этот праздник говорит о взаимопонимании и верности духовным и нравственным идеалам. Дорогие земляки! Пусть День Хетага принесет вам радость добрых встреч и светлых помыслов! Мира и добра вам! Процветания многонациональному народу Осетии!
В этот день в священную рощу Хетага приезжают люди со всех уголок Северной Осетии и из Южной Осетии. Целый день они идут сюда с тремя традиционными пирогами и надеждами на лучшее. Молятся о здоровье, благополучии, мире и стабильности. Этот праздник стал поистине общенародным.
Изначально этот праздник отмечали только выходцы из Алагирского района, где расположена святая роща. Затем праздник стал в Осетии всенародным. «Этот праздник пришел к нам от старших». – говорят участники праздника. К поездке готовятся заранее, пекут традиционные пироги.
Согласно преданию Хетаг, младший сын кабардинского князя Инала, предпочел христианство исламу, что вызвало недовольство его родственников. Хетаг бежал в Осетию. Но за ним устроили погоню. И почти настигли беглеца по пути в Куртатинское ущелье. Обессиливший Хетаг обратился за помощью к Уастырджи (Уастырджи - важнейший дзуар в традиционной религии осетин, один из героев Нартского эпоса. Является покровителем мужчин, путников и воинов – прим. редакции). Тот внял его просьбе. И от ближайшего леса отделилась роща, в которой смог укрыться Хетаг. История рощи Хетага стала символом истинной веры осетинского народа, а сама роща - особо почитаемой святыней. Именно поэтому ее издавна принято передавать от отца к сыну, дабы память о великом герое жила вечно.
Роща представляет из себя островной реликтовый лес площадью около 13 га и она почти круглая в плане. Правила посещения рощи очень строгие. Отсюда категорически запрещено что-либо уносить. Считается, что сила леса сохраняется, пока сохраняется его целостность. Раньше попасть в рощу могли только самые уважаемые представители осетинского народа и только мужчины. Правила изменились с началом Великой Отечественной войны. Женщины стали приходить в рощу, чтобы помолиться за своих мужчин, ушедших на фронт. Считается, что молитва, произнесенная в роще, имеет особую силу.
10 июля в празднике принял участие первый заместитель Председателя Правительства республики Мурат Агузаров, который поздравил присутствующих с радостным событием.